В настоящее время компьютеры все шире используются в образовании. В этой сфере они применяются в административных, учебных, исследовательских целях. Причем, особое внимание уделяется применению компьютеров как средства обучения.
В одной из последующих глав сайта https://todid.ru данный вопрос будет рассмотрен подробно, а пока что мы остановимся лишь на общих положениях, тезисах и выводах.
Компьютер как средство обучения
В последнее время популярными стали так называемые «электронные классы»: преподаватели и ученики общаются и обмениваются информацией через вычислительную сеть, и таким же образом они обращаются к электронным библиотекам.
Делаются попытки решить проблему компьютерных учебных материалов (обучающих программ) с помощью так называемых авторских систем (АС), т. е. программ, позволяющих педагогу («автору») создавать учебное обеспечение. Автор определяет содержание курса и стратегию обучения, а АС автоматически генерирует программу, осуществляющую обучение.
И еще один очень интересный аспект проблемы — компьютеризация общества. Будет ли она иметь какие-либо социальные последствия? Повлияет ли как-то па жизнь общества, наши взаимоотношения, изменит ли что-то в них? Уже сейчас очевидно, что на этот вопрос следует ответить утвердительно.
Негативные последствия компьютеризации
Специалисты, наряду с достоинствами нового средства обучения и труда, с тревогой отмечают и возможные отрицательные последствия:
дегуманизацию — компьютер вытесняет человека из различных сфер жизни;
увеличение разобщенности людей — некоторые даже общаться со знакомыми предпочитают с помощью электронных средств;
растущую пропасть между «имущими» и «неимущими».
Компьютер — еще один фактор, разделяющий людей; чрезмерное увлечение электронными играми влечет потерю реального восприятия окружающего мира, деформирует человеческую систему ценностей.
Но самым тревожным аспектом микроэлектронной революции специалисты считают растущее непонимание происходящих процессов, а значит, и ограничение нашей физической власти над окружающим миром. Техническая реализация счетного устройства столь сложна теперь, что структура его и происходящие в нем процессы оказываются за пределами понимания обычного пользователя, неспециалиста.
У некоторых людей появляется «технофобия» — невроз, вызванный ощущением постоянного непонимания происходящих процессов и явлений, которые по идее должны полностью подчиниться воле человека и контролироваться им. Поэтому очень важна психологическая подготовка пользователей, направленная на преодоление «психологического барьера».
Люди, не имеющие предубеждения к ЭВМ (особенно, дети и подростки), легко приспосабливаются к новым фактам нашей жизни, воспринимая компьютер как еще один мощный и удобный инструмент, которому можно найти множество применений (компьютерная грамотность).
Положительные моменты компьютеризации
Но все же положительный эффект компьютеризации гораздо выше. Компьютер необозримо расширяет наш кругозор, открывая доступ к сети информации (слова «то, что ты знаешь» теперь означают «то, к чему ты имеешь доступ»).
Нужно отметить значительное ускорение и усовершенствование коммуникации с помощью электронной почты, а также демократизацию общения. Для некоторых некоммуникабельных людей общение с компьютером — чуть ли не единственный вид диалога, в котором они участвуют.
Работа с машиной благодаря ее «дружелюбию» дает ощущение психологического комфорта, а у некоторых людей даже уверенность в себе. И, наконец, одно из самых важных следствий.
Работа с компьютером:
- развивает логику
- организует мышление
- дисциплинирует мозг
- развивает память
- поднимает интеллект человека