Рациональный режим рабочего дня учащихся

Рассматривая трудовой режим учащихся, следует учитывать характер и взаимосвязь многообразных физиологических процессов, протекающих в их организме в период учебной (или производственной) деятельности, положенных в основу ряда гигиенических принципов и требований. Одним из них является постепенность включения в работу.

Каждый знает по себе, что, приступая после большого перерыва к работе, он в первые часы и дни чувствует утомление, иногда сопровождающееся общим недомоганием. Затем, по мере вхождения в работу выполнение ее перестает быть столь утомительным.

Такая постепенность включения в работу особенно важна для повышения работоспособности, для совершенствования памяти, внимания, мышления и профессиональной сноровки обучающихся подростков.

Учащимся следует помнить, что продуктивная трудовая деятельность невозможна без постоянной тренировки, влияющей на развитие трудовых и функциональных возможностей молодого организма и являющейся незаменимой как в период теоретических занятий, так и бучения учащихся в учебных мастерских или на производстве.

Тренированность обеспечивает более экономное расходование функциональных возможностей растущего организма и мобилизует в случае необходимости скрытые резервы отдельных органов и систем. Такого рода мобилизация играет важную роль в длительном сохранении работоспособности на высоком уровне.

Рациональный режим рабочего дня учащихся

Условием продуктивного труда является ритмичность в работе. Ученые выявили различия в корковых процессах мозга, в основе которых лежит ритмичная и неритмичная работа. Эти процессы в свою очередь обусловливают работоспособность организма.

Центральная нервная система всегда настраивается на ритм, в котором работает человек; по выражению И. П. Павлова, она может, как бы отсчитывать время. Ритм определенный, привычный становится наиболее благоприятным, оптимальным для нервной системы в данных конкретных условиях, к нему приспосабливается и вся физиологическая деятельность организма.

При воздействии на человеческий организм внешней среды образуется система условных рефлексов, устанавливается определенный стереотип — известная форма равновесия, регулируемая деятельностью коры больших полушарий головного мозга. Вследствие непрерывного изменения внешних условий происходит выработка одних и угасание других условных рефлексов.

Система условных рефлексов становится подвижной, равновесие приобретает характер динамического стереотипа, который и является физиологической основой рационального режима труда и отдыха учащихся, выражая внутренний ритм реакции организма подростков.

Устанавливается динамический стереотип не сразу, а после известного напряжения центральной нервной системы, после затраты организмом определенной дополнительной энергии.

Следовательно, несистематичность в работе приводит к большой затрате энергии, так как организму, неподготовленному к выполнению нового трудового процесса, чтобы его освоить, приходится всякий раз сначала как бы настраиваться, и дополнительный расход энергии на «настройку» снижает производительность труда.

В зависимости от особенностей нервной системы разным людям присущ различный ритм работы. Главное заключается в том, чтобы целесообразно и правильно подобрать необходимый ритм в соответствии с физиологическими возможностями организма.

В связи с этим учебно-трудовая деятельность учащихся средних профтехучилищ должна быть организована таким образом, чтобы на протяжении рабочего дня и недели была предусмотрена смена различных видов учебных занятий.

На протяжении рабочей недели динамика работоспособности подростка претерпевает значительные изменения. Так, в понедельник, особенно в первые часы занятий, работоспособность учащихся находится и а относительно низком уровне. Еще более низкая работоспособность наблюдается в субботу.

Наиболее высокий уровень работоспособности отмечается во вторник и среду, к четвергу она снова снижается, но остается на более высоком уровне по сравнению с пятницей, и особенно с понедельником и субботой. К началу каждого нового дня работоспособность восстанавливается, однако ее устойчивость каждый последующий день, начиная со среды, становится все менее выраженной.

При составлении учебного расписания следует учитывать:
необходимость рационального чередования производственного и теоретического обучения, так как периодическая смена видов деятельности предупреждает наступление утомления у подростков.

Наиболее целесообразен, поэтому, такой режим обучения, при котором умственный и физический труд сочетаются в течение одного дня (особенно на первом году обучения). Если же технология производства не позволяет организовать ежедневное производственное обучение (на первом году) в течение трех часов, то необходимо предусмотреть чередование производственного обучения и теоретических занятий через день.

Длительный перерыв (несколько дней) между занятиями по производственному обучению затрудняет закрепление трудовых навыков, поэтому в конце курсов обучения проводится производственная практика.

Расписания рекомендуемых перерывов в процессе обучения/рабочей практики:

  • на первом году 10-минутные перерывы через каждые 45—50 мин занятий;
  • на втором году 10-минутные перерывы в работе следует устраивать уже через каждые 1,5 часа работы;
  • на третьем году — через 2—2,5 часа работы.

Для учащихся, достигших 18-летнего возраста, в случае, если производственная практика проводится на базовом предприятии, режим работы устанавливается как для взрослых рабочих соответствующей специальности. Продолжительность обеденного перерыва при этом должна составлять не менее 45 мин.

Такой режим обучения и отдыха учащихся средних профтехучилищ в сочетании с рациональной организацией режима дня будет способствовать постепенному формированию производственного рабочего стереотипа и более длительному сохранению работоспособности.

Добавить комментарий