Skip to content
Логотип

1000+ полезных советов…

Это Гадалка ОНЛАЙН
пиши вопрос - получай ответ:
"ДА" или "НЕТ"




ИНТЕРЕСНЫЕ ТЕСТЫ ОНЛАЙН

(поиск по сайту - ниже)
ЧТО ДЕЛАТЬ | 1000+ избранных полезных советов… » Фактор опасности » Метеорологические условия на производстве

Фактор опасности » Метеорологические условия на производстве

Просмотров: 4948 | 30-11-2012, 20:46

Метеорологические условия на производстве

Одним из ведущих факторов производственной среды является микроклимат помещений.

Несмотря на воздействие метеорологических условий (тепла, холода, атмосферного давления), в организме человека поддерживается постоянство температуры, обеспечиваемое процессами терморегуляции — теплопродукцией и теплоотдачей. При длительном воздействии одних и тех же факторов, таких, как тепло или холод, возникает адаптация или привыкание.

В условиях производства наблюдается динамический микроклимат, когда температура воздуха и сопутствующие ей компоненты (влажность, скорость движения) часто меняются в широких пределах не только по сезонам, но и на протяжении рабочего дня, что требует постоянного включения механизмов терморегуляции.

Микроклимат



Микроклимат оказывает существенное воздействие на центральную нервную систему, которая регулирует теплообмен и в значительной мере содействует сохранению постоянства температуры организма работающего при изменении факторов внешней среды.

Прогревание воздуха выше 25—30 градусов Цельсия вызывает у взрослых рабочих повышение температуры тела и кожи, сближение температуры кожи открытых и закрытых поверхностей тела.

Под влиянием высоких температур снижается тонус, наблюдаются сдвиги в других показателях, свидетельствующие об ухудшении функционального состояния центральной нервной системы. Длительная работа в условиях теплового дискомфорта сопровождается:
• усталостью,
• снижением работоспособности и производительности труда.

Высокая температура воздуха в сочетании с тепловым излучением и значительной физической нагрузкой вредно сказывается на:
• состоянии сердечно-сосудистой системы,
• вводно-солевом обмене,
• дыхании.

Вместе с потом организм теряет значительное количество соли. Следовательно, действие повышенных температур воздуха на организм взрослых рабочих влечет за собой быстрое утомление.

Особенности подросткового организма



Развивающийся организм подростка на такие изменения температур воздуха реагирует еще более резко, чем организм взрослых. Наиболее отчетливо действие температурных условий сказывается на показателях работоспособности учащихся в период производственного обучения и производственной практики.

Так, после работы при неблагоприятных микроклиматических условиях (температуре воздуха 23—27°) у учащихся:
• снизилась сила сжатия кисти рук и жизненная емкость легких,
• повысилась температура кожи и тела, что свидетельствовало о снижении работоспособности.

Обучение в условиях высоких температур, например в горячих цехах металлургического производства, имеет ряд специфических особенностей, заключающихся, прежде всего, в том, что освоение и закрепление производственных навыков у подростков происходит непосредственно на рабочей площадке, подвергающейся воздействию лучистого и конвекционного тепла. Обучение учащихся в горячих цехах обычно не связано с определенным рабочим местом. Так, при выполнении различных производственных операций учащиеся находятся на разных расстояниях от источника тепловыделений, что обусловливает и различные условия труда.

Сравнение физиологических реакций подростков и взрослых рабочих, выполняющих аналогичные работы, позволило установить, что одни и те же раздражители производственной среды горячих цехов (интенсивная инфракрасная радиация, высокая температура) вызывали более значительные сдвиги в реакциях у подростков, чем у взрослых рабочих. По мере приспособления к производственным условиям эти сдвиги уменьшались.

Организм подростка быстрее приспосабливается к воздействию высоких температур при ступенчатом переходе к ним, когда повышается мышечная работоспособность, и уменьшаются сдвиги в деятельности тех систем (центральная нервная система, сердечно-сосудистая система, система терморегуляции) организма, которые наиболее активно реагируют на экстремальные условия труда.




Постепенно, по мере включения подростка в производственный процесс, под влиянием длительного воздействия микроклимата горячих цехов происходит перестройка физиологических функций растущего организма, проявляющаяся в более экономичных реакциях на действие высоких температур в сокращении продолжительности восстановительного периода, в улучшении теплового самочувствия.

Развитию приспособительных реакций подростков способствует также постепенное повышение температуры атмосферного воздуха при переходе от зимы к лету. Привыкание к воздействию различных температур происходит неодинаково.

При температуре воздуха 26—28 градусов оно длится в течение года.
При температуре воздуха 20—32 градусов — около 2 лет.

В течение двухлетней производственной практики в горячих цехах в организме учащихся возникают благоприятные изменения в центральной нервной системе, системе терморегуляции. Отсюда становится понятной физиологическая обоснованность ступенчатого перехода к воздействию тепла на организм подростков, проходящих производственное обучение и практику в горячих цехах.

К мероприятиям по борьбе с перегреванием организма относятся:
• механизация трудоемких работ, которая облегчает труд, уменьшает образование тепла в организме;
• защита от источников излучения,
• вентиляция,
• меры личной профилактики.

Для удаления нагретого воздуха применяют организованную аэрацию.

Для предупреждения перегревания организма устраивают воздушный душ — поток воздуха направляемый непосредственно на рабочего (закаливание воздухом).

Уменьшение теплоизлучения достигается экранированием теплоизлучающих поверхностей различными теплоизоляционными материалами (асбестом, пеностеклом), применением водяных завес.

Для регуляции водно-солевого обмена применяют для питья подсоленную (0,5%) газированную воду.

К мерам личной профилактики относятся:
• кратковременные перерывы в работе, проводимые в кабинах с водяным охлаждением;
• применение спецодежды и спецобуви.

Организм подростков более чувствителен также к воздействию холодового фактора. При одинаковых воздействиях низких температур на взрослых рабочих и учащихся, проходящих производственное обучение в условиях производства, у последних, как правило, наблюдаются неблагоприятные изменения в организме.

Состояние дискомфорта учащиеся ощутили раньше, причем зона хорошего теплоощущения сместилась на 5 градусов по сравнению со взрослыми.

Для предупреждения переохлаждения организма учащихся, обучающихся в условиях низких температур (обучение на холодильных установках, на открытых строительных и промышленных площадках в зимнее время), применяют:
• местный лучистый обогрев,
• организуют рациональный режим труда и отдыха в зависимости от температуры и скорости движения воздуха.

Так, например, непрерывное производственное обучение в зимний период на открытых строительных площадках рекомендуется проводить при следующих метеорологических условиях:
• при температуре - 15 градусов; скорости движения воздуха не более 1 м/с;
• температуре – 10 градусов — не более 3 м/с;
• при температуре - 5°С — 5 м/с;
• при температуре наружного воздуха +1°С и выше — 8 м/с.

Для предупреждения переохлаждения учащимся выдают:
• спецодежду,
• обувь,
• рукавицы из малотеплопроводных материалов.

Для профилактики переохлаждения предусматриваются также перерывы для обогрева и приема пищи. При температуре воздуха в минус 25 градусов Цельсия и ниже, учащиеся не допускаются к производственному обучению на открытых строительных площадках.





Почитайте похожие тексты по вашему вопросу:





Архивы

Декабрь 2016 (3)
Сентябрь 2016 (2)
Июль 2016 (1)
Июнь 2016 (5)
Май 2016 (7)
Апрель 2016 (13)

ВВЕРХ